ВСЕ ЛИ ВЫБОРЫ НА ОРЛОВЩИНЕ ЗАКОННЫ?

2 марта на территории области прошли 7 довыборов в местные законодательные собрания. Почему-то не в единый день голосования: во второе воскресенье сентября, а весной. Законодательство о выборах даёт возможность и даже обязанность проведения довыборов не в единый день голосования только по паре причин: если значительная часть депутатов сложат свои мандаты и при отсутствии кворума местный совет депутатов станет нелегитимным, то выборы следует провести в течение полугода. Или возможна ситуация, когда назначить довыборы на единый день голосования невозможно в течение года с момента сложения депутатом полномочий. И – всё, других вариантов для проведения довыборов не в единый день голосования не может быть.

Попытки редакции прояснить ситуацию через официальные запросы в Избирательную комиссию Орловской области показали, что комиссия умеет цитировать законы, но мало что пояснили по существу. Удалось получить комментарий, что депутаты доизбираются не в связи с утратой местными советами легитимности. А также информацию о том, что вопросы толкования избирательного законодательства, оказывается, не входят в компетенцию Облизбиркома. Вот интересно, а как же они, не толкуя закон, ухитряются его применять и даже проводить выборы? И наверняка случайно совпало, что 7 довыборов в 7 районах по всей области: Мценске, Ливнах и Ливенском районе, Знаменке, Должанском, Верховском и Малоархангельском районах, местные депутаты назначили сами на один и тот же день выборы, ни с кем не советуясь. Хотя если довыборы назначаются не на единый день, то они могут быть проведены в любое подходящее под требования избирательного законодательства воскресенье.

Переписываться можно было бы ещё долго, но раз не получилось выяснить через запросы, пришлось региональному отделению партии «ЯБЛОКО» после обсуждения на Региональном Совете партии подавать в суд. Есть у граждан такое право – право, чтобы выборы проходили по закону, а не по чьим-то пожеланиям, дата выборов назначалась в соответствии с законодательством. Есть ли смысл наблюдать за голосованием, если само назначение выборов представляется незаконным?

Одновременно в 7 судов подавать заявления не стали, решив ограничиться выборами в Орловском районе в посёлке Знаменка. И уже в процессе судебного заседания стало что-то поясняться. Депутат поселкового совета Знаменки 8 сентября 2014 года был избран в Орловский районный совет народных депутатов. В соответствии с законом в 5-дневный срок, 10 сентября написал заявление о сложении полномочий, после чего опять- таки в установленный законодательством 30-дневный срок депутаты поселкового совета рассмотрели это заявление и удовлетворили его 25 сентября. До суда это выяснить было проблематично: на сайте, как предусмотрено уставом посёлка, о сложении полномочий не сообщалось. Но особо пытливые могли это выяснить, изучив некое имеющее неопределённый статус приложение к районной газете, поступившее в областную библиотеку. Которое было издано тиражом аж в 50 экземпляров.

А основанием для выборов послужило то, что в 2015 году единый день голосования – 13 сентября. И поселковый совет посчитал, что раз депутат заявление о сложении полномочий написал 10 сентября, то между этими датами более года, а значит выборы нужно проводить раньше. А вот дату, когда собственно и произошло сложение полномочий – 25 сентября поселковый совет посчитал не имеющей отношения к делу. И Орловский районный суд согласился с этой логикой, посчитав, что выборы назначены в соответствии с законом.

Наверное, в Знаменке (а, возможно, и в других 6 районах области) действует собственное законодательство. И, например, браки там расторгаются не датой принятия решения о расторжении, а датой подачи заявления. Но региональное отделение партии «ЯБЛОКО» никак не могло согласиться с такой логикой и подало апелляцию. Тем более, что Верховный суд уже неоднократно поправлял местные суды по поводу определения даты сложения полномочий депутатами.

Например в Определении от 13 ноября 2013 г. № 20-АПГ13-12: «в федеральном и законодательстве субъекта РФ определено, что полномочия депутата представительного органа муниципального образования прекращаются решением представительного органа, основанием для принятия такого решения может являться подача депутатом заявления о досрочном прекращении полномочий. До принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата, волеизъявление депутата в добровольном порядке может быть изменено. При таком положении вывод суда о том, что подача депутатом заявления о досрочном прекращении полномочий является безусловным основанием для прекращения его деятельности, основан на неправильном толковании закона»

То есть датой, с которой прекращаются полномочия депутата, по мнению Верховного суда, является дата утверждения этого решения. А между 25 сентября 2013 и 13 сентября 2014 меньше года. И для назначения выборов на 2 марта 2014 г., а не на единый день голосования в сентябре не было никаких правовых оснований. И все их результаты могут быть оспорены.

По апелляции также был получен отказ. Мотивировку отказа суда можно понять из кассационной жалобы, которое после этого подало РО партии «ЯБЛОКО» в Областной суд: «Коллегия облсуда пришла к выводу, что дата прекращения полномочий депутата зависит от конкретной ситуации: когда заявление подается одним депутатом то датой прекращения полномочий считается дата подачи им заявления, а когда заявление подается несколькими депутатами, то датой прекращения полномочий считается дата принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования». При этом никаких ссылок на правовые нормы, устанавливающие такую разницу приведены не были.

Переписка с облизбиркомом, суд, апелляция, подача кассации – и время до выборов на этом шаге кончилось. На невысокой явке, при возможности концентрации административного ресурса на всех 7 довыборах 2 марта кандидаты от партии «Единая Россия» набрали более 70% голосов. На выборы, не совмещённые с губернаторскими был освоен дополнительный бюджет. Вот только история то не кончилась. Кассация будет рассмотрена областным судом. И если будет опять отказ, то придётся Верховному суду в очередной раз высказывать своё мнение. Так что не исключено, что осенью опять будут доизбирать депутатов в тех же округах.

А ведь есть же более простые способы взаимодействия с обществом и партиями. Без судов. Но на территории Орловской области они, похоже, пока не очень востребованы. Постепенно представители от партии «ЯБЛОКО» выведены почти из всех вышестоящих избирательных комиссий. Соответственно нет возможности ещё на стадии принятия решений доносить свою позицию, советовать, предупреждать. Ведь в суд (или опротестовывать через прокуратуру) должна была подавать не партия «ЯБЛОКО», а избирательные комиссии, чтобы не допустить нарушения закона. Выборы – это не только день голосования, это процесс со дня принятия решения и до утверждения результатов. И известная своей принципиальной позицией партия «ЯБЛОКО» не только в области, но и по всей стране на всех уровнях всегда отстаивала и будет отстаивать право честных выборов.

А был бы такой результат (70 и более процентов за представителей партии «Единая Россия»), если бы довыборы были проведены законно, в единый день голосования, совместно с губернаторскими? Каждый на этот вопрос может ответить сам.

Сергей Зайцев,
член регионального Совета партии «Яблоко»

Сергей Зайцев
Руководитель Орловского городского отделения партии "Яблоко"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.