СЛОВО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Год назад в Иваново Президент РФ провозгласил очередную реформу местного самоуправления в России. Данный материал – попытка ответа на вопросы: «А что такое МСУ? Зачем его реформировать? Что из этого вышло» и, естественно, — «Кто виноват?»

Вначале – что такое местное самоуправление. Внимание! В тексте присутствуют креативные определения автора.

Не буду приводить общеизвестные определения местного самоуправления из различных правовых актов. Скажу лишь, что в контексте российского цивилизационного мировосприятия местное самоуправление в нашей стране представляется исключительно как добровольное самоограничение полномочий государственной власти.

С одной стороны, мы видим, что ввиду отсутствия в Русском мире развитых институтов гражданского общества государство в своем развитии имеет тенденцию к авторитаризму вплоть до абсолютизма и тоталитаризма. Но с другой стороны, очевидно присущее русскому человеку естественное стремление к полному уходу от государства, к категорическому отказу от какого-либо внешнего подчинения вообще – то есть так называемая тяга к Воле. Такое противоречие формы общественно-политического устройства социума с его внутренним духовным содержанием периодически разрешается посредством мощных социальных конфликтов различной степени кровавости, определяющих вектор развития этого нашего «Хартленда» на последующие несколько десятилетий.

Как мы все понимаем, даже русскому человеку далеко не комильфо шагать в будущее, умываясь преимущественно собственной кровью. Вдобавок, очевидная историческая ограниченность государства неизбежно требует создания и выращивания новых безгосударственных форм общественной жизни, которыми в свое время являлись земства и советы, и которые именуются ныне местным самоуправлением.

Можно сказать, что местное самоуправление в России – это нелюбимый и трудный ребенок, зачатый уродливой российской бюрократической деспотией от мятежного русского духа, который в момент соития был пьян, грязен и вонюч, впрочем, как и всегда. Так что дитятко получилось еще то! Однако никакой другой альтернативы нет, так как любое будущее растет из прошлого, как ноги из задницы, оттого и благоухает соответственно. Поэтому, чем бы кого не тошнило, можно по мотивам высказываний мумифицированного классика заявить, что местное самоуправление в настоящее время является, пожалуй, единственной школой коммунизма, которому нам всем предстоит еще учиться, учиться и учиться.

А теперь – про реформу местного самоуправления.

Собственно, нельзя говорить о соответствующих действиях государственной власти, как о какой-то реформе, поскольку под реформой следует понимать концептуальные, основополагающие изменения. А нынешние «реформаторы» стремятся лишь отжать у муниципалов побольше властных полномочий, не меняя существа сложившихся правоотношений.

Впрочем, смысл таких преобразований прекрасно выразил Президент РФ, заявивший в Иваново в конце прошлогоднего мая на заседании Совета по развитию местного самоуправления: «Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей.» То есть речь идет о мероприятиях по мобилизации всей системы публичной власти в условиях сокращающейся ресурсной и финансовой базы в очевидных целях повышения эффективности и качества своего функционирования. Во главу угла ставятся задачи сокращения затрат на содержание органов общественного управления, даже если это приведет к принижению долгосрочных перспектив эволюции социального развития общества.

Характерно, что В.В. Путин заранее предвидел возможные негативные последствия проводимых правовых корректировок и в том же Иванове дал конкретные поручения руководителям субъектов РФ. Вот, что он, в частности, заявил: «Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Надо уже сейчас снять острые вопросы, чтобы потом избежать конфликтов, перекладывания ответственности.»

Иными словами, Президент поручил губернаторам вначале семь раз обдумать и обсудить с муниципалами все нюансы преобразований, а уж потом выдать закон, наиболее оптимально перераспределяющий полномочия по решению вопросов местного значения. Ведь полномочия – это не только права, но также еще обязанности и ответственность.

Действительно, могут ли мелкие сельские поселения выполнять всё то, что на них возложено законодательством о местном самоуправлении? Очевидно, что на это у них нет ни денег, ни людей, ни навыков. С другой стороны, есть ли рациональное объяснение изъятию полномочий у городских округов, которые их до этого хоть как-то исполняли, имея и деньги, и необходимые организационные структуры? Ответ также очевиден.

Полагаю, что наиболее рациональным здесь было бы сохранение существующей в городских округах области структуры органов местного самоуправления с передачей им максимально возможного спектра полномочий. Такое положение дел позволило бы региональным органам государственной власти прекратить извечное бодание с городскими властями и больше внимания уделять решению проблем сельских районов и поселений, таким образом, наиболее полно задействовать имеющийся кадровый потенциал как государственных, так и муниципальных служащих.

Что же решила здешняя новая команда «младореформаторов»? Они, наплевав на поручение Президента РФ, не организовали никакого диалога с муниципальным сообществом. А когда представители общественности и органов местного самоуправления пытались самостоятельно инициировать такую дискуссию, новые сидельцы в высоких региональных креслах лишь лениво отмахивались, заявляя, что в они Орловской области пока ничего трогать не будут, дабы не навредить.

Хорошая вышла отмазка. Правдоподобная.

Однако в последний момент, ни с кем не советуясь, внезапно по инициативе губернатора сразу в двух чтениях был принят областной закон, слово в слово переписанный с аналогичного закона Московской области. Но Орловщина – не Московская область, как бы кому не хотелось. Поэтому, полагаю, что получится как всегда.

Впрочем, очень хочется ошибиться.

А. Состоронний
Орёл - это мой город!
А. Состоронний

А. Состоронний

Орёл - это мой город!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.