«СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» — ПАМЯТИ ЖЕРТВ РЕПРЕССИЙ

The following two tabs change content below.
Дайджест

Дайджест

Найдено на страницах интернета и печатных СМИ

80 лет назад (в июле 1937 года) был издан санкционированный Сталиным и рядом членов Политбюро приказ №447 НКВД СССР, давший старт кампании против «антисоветских элементов», более известной как «кулацкая операция». Он содержал плановые цифры масштабнейших в истории нашего народа репрессий, включая расстрелы людей по решениям внесудебных «троек», а также имена должностных лиц, назначавшихся членами «троек» по республикам, краям, областям Советского Союза.

В год 80-летия с момента издания приказа НКВД, открывшего путь к самой массовой операции «большого террора», в историческом центре Москвы — на пересечение проспекта академика Сахарова и Садового кольца — состоится открытие первого в России общенационального мемориала жертвам политических репрессий «Стена скорби».

30 октября – в День памяти жертв политических репрессий — когда по всей стране будут проходить траурные акции и памятные мероприятия (митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий, театр “Свободное пространство” представит премьеру спектакля “Телеграмма” по пьесе Олега Михайлова, посвященной памяти расстрелянного латышского театра “Скатувэ”.

Их последний спектакль был показан в театре 8 ноября 1937 года. На сцену вышли одни женщины, так как все мужчины из труппы театра были арестованы НКВД. Через несколько дней женщин тоже арестовали.

27 декабря 1937 года руководство Москвы на основании «нецелесообразности» существования латышского театра в Москве распорядилось его закрыть. К тому времени на свободе не осталось ни одного работника театра, они обвинялись в участии в «латышской националистической фашистской организации».

3 февраля 1938 года артисты и работники театра были расстреляны на Бутовском полигоне НКВД под Москвой в числе 229 латышей, расстрелянных только в тот день.Основатель и режиссёр театра Освальд Глазунов избежал ареста, поскольку он был в составе труппы Театра им. Вахтангова. Но позднее, в 1947 году погиб при несчастном случае в лагере, осужденный «за сотрудничество с немцами».

Спектакль “Телеграмма” — «перечитывание» известного гайдаровского рассказа «Чук и Гек», опубликованного в 1939 году в «Красной нови» под заголовком «Телеграмма», в котором за известным сюжетом скрывается трагедия не только героев пьесы, но и целой страны. Судьба отдельных персонажей отражает дух и проблемы времени.

Начало спецпоказа в 16 часов.

Карине Ходикян – драматург, прозаик, публицист, киносценарист:
“Тенденция последнего времени – переосмыслить историю, чтобы показать, что Сталин – победитель… Люди, которые больше всего искажают историю – сами историки и политики. Против течения идет только человек искусства, который не может жить в разрезе со своей совестью. Поэтому пьеса (тем более важно, что ее автор – молодой человек) – еще раз напоминает, что происходило с нашими бабушками. Мы не должны об этом забывать. Я до конца ждала чуда, что героиня спасется, хотя понимала, что она обречена. У актрисы [Светланы Нарышкиной] получилось создать напряжение, передать страх и переживания [героини], они заставили меня думать, что она могла спастись…”.

Владимир Спешков – журналист и театральный критик, заслуженный работник культуры РФ:
“Светлана замечательно прочла эту роль. В костюме, манере исполнения возникло время и история человека, который в это ужасное, людоедское время пытается не только выжить, но сохранить достоинство. С текстами Гайдара сегодня много играют, вскрывая в лучезарной прозе нечто совсем иное. Но неожиданно, что здесь соединился рассказ «Чук и Гек» с судьбой театра [«Скатувэ»], этой крупицей в молохе 30-х годов. Думаю, это непростая для воплощения пьеса. Нужно думать, что в ней от пьесы для чтения, а что от пьесы для игры. Но мне кажется, что материал благодарный, созданный больше для театра, обращенного к юному зрителю”.

Сергей Федотов — художественный руководитель пермского театра «У Моста», заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной премии Чехии, лауреат премии Правительства РФ, лауреат национальной премии “Золотая маска”, лауреат Строгановской премии:
“Обычно, когда происходит читка, мы понимаем, что только в этой форме она и останется. В данной ситуации сошлось все: интересная правдивая пьеса встретилась с людьми, которые ее услышали и сыграли. Произошла магия – читка превратилась в спектакль. Артисты через текст, нарисовав в своем воображении историю, сумели передать ее нам. Мы увидели этих людей, каждого из них, полюбили. Вначале, когда [Михаил Неженцев] играл почтальона, он меня не очень убедил. Но следующие работы были блестящими. Я поражен, до какой степени актер владеет системой Михаила Чехова, мгновенно перевоплощается в разных чудиков. И мама [Светлана Нарышкина]… очевидно, что актриса – латышка! И девочка [Эльвира Кузнецова] – сначала немножко от ее игры ТЮЗом потянуло, но после это исчезло. Артисты перенесли нас в эту жизнь, сыграли спектакль”.

Анна Горбунова, магистрант-театровед РГИСИ:
“Режиссер Лариса Леменкова вместе с артистами «Свободного пространства» подготовила эскиз спектакля. Пьеса для трех артистов многофигурна, в постоянной смене пространств (мы — то в квартире героев, то в поезде, то на полярной станции) возникают новые герои – Попутчица, офицер НКВД, хакас-возница, зэк-сторож станции. Простроены характеры, даже внешний облик артистов. Светлана Нарышкина, читавшая роль мамы, выразительная и точна. Сразу четыре характерных роли удалось выстроить Михаилу Неженцеву: актер расцветил речевую партитуру мужских образов, был интонационно точен.
Олег Михайлов рассыпал в пьесе приметы, которые делают историю универсальной, усиливая ее драматизм. Он лишает героев конкретных имен. Девочка с куклой в руках называет «братика» разными именами: он — то Гриша, то Юра. И вновь только в конце зритель разбирается в путанице – ведь Девочка не знает, как теперь зовут ее брата”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =


*