ОРЛОВСКАЯ АВИАЦИЯ: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ
Сегодня зашел у меня разговор с Вероникой Катковой и Сергеем Носовым об истории орловского аэропорта. И когда я сказал, что самолёты из Орла летали не только в райцентры, но и в некоторые деревни, что в Ливны ежедневно отправлялось по 5 рейсов, меня подняли на смех.
Перепроверил.
Итак, в 1921 году было открыто регулярное авиасообщение по маршруту Москва – Орёл. Спустя два года, в 1923-м линию продлили и самолёты стали летать «Москва – Орёл – Харьков – Тифлис».
В 30-х на Наугорке был построен гражданский аэродром (в школьные годы я туда бегал таскать от старых самолётов магниевые детали для изготовления взрывпакетов). И уже до войны местные воздушные линии соединили Орёл с райцентрами и крупными сёлами региона.
После войны авиасообщение возобновилось: «кукурузники» – Ан-2 летали не только в Москву и Курск, но и, естественно, по области.

В 1966 году открыли маршрут «Орёл – Воронеж – Краснодар – Адлер», в 80-х через Орёл самолёты полетели из Москвы в Крым.

По состоянию на 1.04.1979 года ежедневно из Орла летало два рейса в Брянск и Курск, по одному в Воронеж и Рязань. Кроме того, начиная с 15 апреля четыре раза в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье) летал самолёт до Москвы, по понедельникам, средам и пятницам добавлялся третий рейс до Брянска и рейс до Липецка. Три сезонных рейса было до Воронежа, три раза в неделю летали самолёты в Калугу и Тулу.
Частота движения | Аэропорты | Примечание | Время вылета | в пути |
---|---|---|---|---|
1,3,5,7 дн. |
Москва (ч/з Болхов, Тула) |
с 15.04.79 |
9.05 |
3.00 |
ежедневно |
Брянск |
9.10 |
0.50 |
|
1,3,5 |
Брянск |
12.35 |
0.50 |
|
ежедневно |
Брянск |
15.45 |
0.50 |
|
ежедневно |
Воронеж |
10.50 |
1.40 |
|
ежедневно |
Воронеж |
с 25.04 — 10.09 |
8.20 |
1.40 |
ежедневно |
Воронеж |
с 1.07 — 30.09 |
13.20 |
1.40 |
ежедневно |
Воронеж |
с 1.04 — 5.09 |
14.35 |
1.40 |
2,4,6 |
Калуга |
15.05 |
1.05 |
|
2,4,6 |
Курск |
11.15 |
1.05 |
|
1,5,6,7 |
Курск |
9.30 |
1.05 |
|
ежедневно |
Курск |
с 15.07 |
12.50 |
1.05 |
1,3,5 |
Липецк |
15.45 |
1.30 |
|
ежедневно |
Рязань |
16.15 |
2.00 |
|
1,5,6 |
Тула |
8.20 |
1.30 |
Внутриобластных маршрутов было куда больше. При этом, кроме райцентров (Болхов, Долгое, Знаменское, Колпны, Корсаково, Новосиль) авиасообщение соединяло Орёл с селами Бунино (Урицкий р-н), Красный Октябрь (Новодеревеньковский р-н), Красниково (Знаменский р-н), Вязовое (Покровский р-н), Луковец (Малоархангельский р-н) и многими другими.

Кстати, с Ливнами я ошибся. Не пять рейсов постоянно летали туда, а только четыре. Пятый вылетал из Орла всего лишь четыре раза в неделю, с пятницы по понедельник. Плюс – один маршрут добавлялся с 25 апреля, еще один – с 1 июля. Девятый, вводившийся по особому распоряжению, мы даже считать не будем.
Цены на авиаперевозки не были запредельными: к примеру трёхчасовой полёт до Москвы обходился в 13 рублей (для сравнения, проезд в плацкартном вагоне стоил 5 рублей), до Липецка и Воронежа 10, до Тулы – 7. Внутриобластные билеты, естественно, стоили дешевле. Самым дорогим – 7 рублей – был часовой полёт до Долгого. А вот до Болхова, заплатив 2 рубля, можно было долететь за 20 минут, до Новосиля за 3 рубля и 25 минут, до Ливен соответственно за 5 рублей и 45 минут.
В начале 90-х Сергей Исаков попытался реанимировать авиацию в регионе. Но – не получилось.
Два последних орловских губернатора, Вадим Потомский и Андрей Клычков, как и положено мечтателям-коммунистам, периодически заявляют о планах возрождения орловского аэропорта, но, судя по всему, сами себе не верят.
Увы, скорее всего, орловская авиация умерла. Окончательно.
RIP!
Частота движения | Аэропорты | Примечание | Время вылета | в пути |
---|
ежедневно |
Бунино |
8.20 |
0.10 |
|
ежедневно |
Бунино |
17.50 |
0.10 |
|
ежедневно |
Болхов |
кроме среды |
8.15 |
0.20 |
ежедневно |
Болхов |
кроме среды |
15.50 |
0.20 |
ежедневно |
Долгое |
8.15 |
1.05 |
|
ежедневно |
Долгое |
16.10 |
1.05 |
|
ежедневно |
Знаменское |
8.00 |
0.15 |
|
ежедневно |
Знаменское |
10.52 |
0.15 |
|
ежедневно |
Знаменское |
12.55 |
0.15 |
|
ежедневно |
Знаменское |
17.40 |
0.15 |
|
ежедневно |
Колпны |
8.05 |
0.45 |
|
1,5,6,7 |
Колпны |
9.30 |
0.45 |
|
1,5,6,7 |
Колпны |
12.25 |
0.45 |
|
ежедневно |
Колпны |
16.10 |
0.45 |
|
1,5,6.7 |
Красный Октябрь |
9.05 |
0.45 |
|
1,5,6.7 |
Красный Октябрь |
14.55 |
0.45 |
|
ежедневно |
Корсаково |
8.10 |
0.45 |
|
ежедневно |
Корсаково |
14.20 |
0.45 |
|
ежедневно |
Красниково |
8.15 |
0.30 |
|
ежедневно |
Красниково |
15.50 |
0.30 |
|
ежедневно |
Ливны |
8.05 |
0.45 |
|
1,5,6,7 |
Ливны |
9.30 |
0.45 |
|
ежедневно |
Ливны |
8.15 |
0.45 |
|
1,2,3,4 |
Ливны |
ввод особ.указ. |
12.50 |
0.45 |
ежедневно |
Ливны |
10.50 |
0.45 |
|
ежедневно |
Ливны |
16.50 |
0.45 |
|
ежедневно |
Ливны |
с 25.04 |
8.20 |
0.45 |
ежедневно |
Ливны |
с 1 июля |
13.20 |
0.45 |
ежедневно |
Ливны |
14.35 |
0.45 |
|
ежедневно |
Вязовое |
8.15 |
0.25 |
|
ежедневно |
Вязовое |
15.50 |
0.25 |
|
ежедневно |
Луковец |
9.36 |
0.30 |
|
ежедневно |
Луковец |
15.52 |
0.30 |
|
ежедневно |
Новосиль |
8.10 |
0.25 |
|
ежедневно |
Новосиль |
14.20 |
0.25 |
|
ежедневно |
Паньково |
7.52 |
0.35 |
|
ежедневно |
Паньково |
16.20 |
0.35 |
|
ежедневно |
Сомово |
9.10 |
0.25 |
|
1,5,6.7 |
Сомово |
15.45 |
0.25 |
|
ежедневно |
Середичи |
кроме среды |
8.15 |
0.25 |
ежедневно |
Середичи |
кроме среды |
15.50 |
0.25 |
2,3,4,7 |
Спешнево |
8.10 |
0.35 |
|
2,3.4,7 |
Спешнево |
14.20 |
0.35 |
|
1,5,6,7 |
Судбищи |
9.05 |
0.35 |
|
1,5,6,7 |
Судбищи |
14.55 |
0.35 |
|
ежедневно |
Топки |
8.05 |
0.30 |
|
ежедневно |
Топки |
9.36 |
0.30 |
|
1.7 |
Топки |
12.25 |
0.30 |
|
ежедневно |
Топки |
15.52 |
0.30 |
|
ежедневно |
Шатилово |
7.52 |
0.35 |
|
ежедневно |
Шатилово |
16.15 |
0.35 |
Пассажир